В ее современном понимании наука начала формироваться в новое время (с 16 по 17 века) под влиянием потребностей развивающегося капиталистического производства. В дополнение к традициям, накопленным в прошлом, этому способствовали два обстоятельства. Во-первых, в эпоху Возрождения господство религиозного мышления было подорвано, и противоположная картина мира опиралась именно на данные С., иными словами, С. начало превращаться в самостоятельный фактор духовной жизни, в реальную основу мировоззрения (Леонардо да Винчи, Николай Коперник). Во-вторых, наряду с наблюдением современная наука перенимает эксперимент, который становится ведущим методом исследования в ней и радикально расширяет сферу познаваемой реальности, тесно сочетая теоретические рассуждения с практическим "тестированием" природы. В результате когнитивная способность С. резко возросла. Это глубокое преобразование С. в 16-17 веках стало первой научной революцией (Галилео Галилей, Иоганн Кеплер, Уильям Гарвей, Рене Декарт, Христиан Гюйгенс, Исаак Ньютон и другие). наука

Стремительный рост успехов науки, занятие ею лидирующих позиций в формировании новой картины мира привели к тому, что в новое время наука стала представляться как высшая культурная ценность, на которую так или иначе стало ориентироваться подавляющее большинство философских школ и направлений. В области познания явлений социальной жизни это проявилось в поиске "естественных принципов" религии, права, морали и т.д., основанных на концепции "человеческой природы" (Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк и другие). Наука, несущая "свет разума", рассматривалась как единственная антитеза всем порокам социальной реальности, преобразование которой нельзя было мыслить иначе, чем в области просвещения. "Мыслящий разум стал единственной мерой всего, что существует".

Успехи механики, систематизированные и завершенные в своих основаниях к концу 17 века, сыграли решающую роль в формировании механистической картины мира, которая вскоре приобрела общемировоззренческое значение (Леонард Эйлер, Михаил Васильевич Ломоносов[ru], Пьер Симон Лаплас и др.). В ее рамках осуществлялось познание не только физических и химических, но и биологических явлений, включая объяснение человека как целостного организма (концепция “человека-машины” Ж. Ламетри). Идеалы механистического естествознания становятся основой теории познания и учения о С. методах, которые быстро развиваются в этот период. Существуют философские учения о человеческой природе, обществе и государстве, действовавшие в 17-18 веках как разделы общего учения о едином мировом механизме.

Опора современной науки на эксперимент и развитие механики заложили основу для установления связи между С. и производством, хотя эта связь приобрела сильный и систематический характер только в конце 19 века.

На основе механистической картины мира к началу 19 века был накоплен, систематизирован и теоретически осмыслен значительный материал, относящийся к определенным областям реальности. Однако этот материал все более и более явно не вписывался в рамки механистического объяснения природы и общества и требовал нового, более глубокого и широкого синтеза, охватывающего результаты, полученные различными науками. Открытие закона сохранения и преобразования энергии (Герман Гельмгольц, Р. Майер, Дж. Джоуль) позволило поставить на общую основу все разделы физики и химии. Создание клеточной теории (Т. Шванн, М. Шлейден) показало единообразное строение всех живых организмов. Эволюционное учение в биологии (Чарльз Дарвин) ввело идею развития в естествознание. Периодическая таблица элементов (Дмитрий Иванович Менделеев) доказала существование внутренней связи между всеми известными типами материи. В середине 19 века были созданы социально-экономические, философские и общенаучные предпосылки для построения научной теории общественного развития, реализованной основоположниками марксизма. К. Маркс и Ф. Энгельс осуществили революционный переворот в развитии общественных наук и философии, что также привело к созданию методологической основы для формирования комплекса наук об обществе. Новый этап в истории С. об обществе связан с именем Владимира Ильича Ленина, который в новую историческую эпоху разработал все составные части марксизма (см. диалектический материализм, исторический материализм, марксизм-ленинизм, научный коммунизм и политическую экономию).